ПОЧЕМУ ЗВУКИ В РЕЧИ РЕБЁНКА ПОЯВЛЯЮТСЯ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ
Я не перестаю восхищаться природой, насколько она умна и системна.
Сначала у ребёнка появляются гласные звуки А, О, У. И, Э, Ы- так ребёнок познаёт свои голосовые связки. В развитии речи - это гуление.
Потом губные согласные М, П, Б, - произнося эти звуки, ребёнок начинает манипулировать губами, появляются первые слоги - это лепет.
Чуть позже к главному органу артикуляции, губам, подключаются зубы и появляются губно-зубные звуки В, Ф - лепет становится интереснее.
Затем включается язык и подключаются звуки Т, Д, Н. Благодаря тому, что язычок движется в процессе речи, и теперь он может становиться назад, появляются такие звуки как Г, К, Х.
На этом звуки раннего онтогенеза заканчиваются. Становятся они примерно в этом же порядке до 3-х летнего возраста.
А дальше веселее.
Язык уже может спокойно лежать на дне ротовой полости и появляется звук С, а поскольку звуковые связки малыш научился включать, следом идёт звук З.
И вот язык свободно ходит во рту во время речи, и... поднимаясь вверх, получается звук Ш, за ним Ж, Щ. а рядом с ними и сложные звуки Ц, Ч.
Но просто поднять язык вверх и произнести звук сложно, нужен выдох. когда выдох становится мощнее, образуется звук Й, а смыкаясь с верхними резцами - Л.
Чем сильнее язык прижимается к верхним зубам и мощнее становится выдох, тем больше колышется язык, и так появляется вибрация, которая образует звук Р.
Так что не торопите ребёнка а следите за тем, чтобы необходимые звуки шли друг за другом!
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
" Чем занять детей летом?"
Уважаемые Родители!
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:
Делайте артикуляционную гимнастику!
Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
- Дуть на детские флюгера.
Развивайте мелкую и общую моторику:
- Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
- Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
- Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
- Играйте с глиной, мокрым песком;
- Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
- Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
- Рисуйте на асфальте цветными мелками.
В дождливые дни можно:
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Перебирать крупы;
- Играть с пальчиками
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Складывать простое оригами, делайте аппликации.
- Вышивать (крупным крестиком);
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера, бусин, резиночек;
- Лепить из пластилина, пластика, теста.
- Читать книги.
Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:
- Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.
- Экскурсии в музеи, дворцы, парки...
- Посещение театра, цирка, дельфинария…
Продолжайте вместе с детьми:
- Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
- Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
- Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…
- Отгадывайте загадки, учите стихи.
- В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)
Лучше исключить:
- Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.
- Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Учитель-логопед: Волкова Е.А,
ТАКТИЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
Игры на развитие тактильной чувствительности языка
⭐Тёплое — холодное. Дотрагиваемся до языка тёплым предметом (немного нагретой металлической ложкой, а потом кусочком льда и ребенок должен отличать тёплым или холодным предметом дотронулись до его языка.
⠀⭐Металл или пластмасса. Ребёнок высовывает язык и закрывает глаза. До его языка дотрагиваемся металлической чайной ложкой, а потом пластмассовой одноразовой ложечкой. Размер ложек одинаковый.
⠀⭐Точка или круг. Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой круг или точку. Ребёнок должен отличить, где что, опираясь на свои ощущения.
⭐Большой круг и маленький кружок. Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой большой круг и маленький кружок. Опираясь на свои ощущения, он отличает круги друг от друга.
⭐Цветочек или кружочек. На язычке ребёнка рисуем цветок, рассказываем, что нарисовали, а потом рисуем круг, и тоже описываем. Затем ребенок пробует самостоятельно определить.
⠀ ⭐Линия или точка. Рисуем на языке ребёнка то линию, то точку. Ребёнок должен отличить линию нарисовали или точку.
⠀⭐Узнай фигуру. Если ребенок знает фигуры, то можно их рисовать на языке. А он должен отгадать, какая была нарисована.
⠀⭐Узнай цифру. Рисуем цифры на языке ребенка, от кончика — к корню. Просим отгадать.
учитель-логопед Полшкова И.Т.
⠀
Зачем логопед даёт домашние задания
Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу или ходит к частному логопеду, то все проблемы решены.
Родителей удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит выполнять все рекомендации с ребенком.
Зачем, если логопед и так занимается с ребенком, что-то еще делать дома? Давайте разберемся.
⠀Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей.
Я понимаю, что занятия с ребёнком дома организовать не просто. Необходимо найти время, чтобы сесть с ребенком и выполнить упражнения. Но делать это нужно!
⠀Вот несколько положительных навыков, которые приобретет ребенок при выполнении домашних заданий:
✅ребенок будет дисциплинирован и подготовлен к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
✅ при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться стабильной положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда.
✅ при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.
✅ у домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
Памятка для родителей по обучению грамоте
Учитель-логопед: Волкова Е.А,
Что должен уметь будущий первоклассник?
Учитель-логопед: Еременко В.В.
РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД
учитель-логопед.Полшкова И.Т.
«ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ, КАК СО ВЗРОСЛЫМ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Крайне важно, чтобы дети дошкольного возраста умели выражать свои мысли правильно, четко, красиво и логично. Для выработки этих умений с ними нужно заниматься постановкой речевых навыков. Лучше всего такие умения вырабатываются в игре или любой совместной деятельности.
Так как дети постоянно копируют поведение родителей, необходимо дома всем взрослым следить за своим произношением, нельзя коверкать и «сюсюкать» со своими детьми в процессе общения, даже, если детские высказывания умилительны;
- важно уметь вести диалог со своим ребенком;
- стараться отвечать на все его вопросы, обстоятельно и терпеливо обьяснять всё, что интересует вашего малыша.
- обсуждайте все увиденное и услышанное: сказки, фильмы, картины, походы в магазин и на природу, помощь по дому и уходу за домашними питомцами и т.д.
- общайтесь так, чтобы ребенок видел ваши глаза. И, самое главное, чтоб он чувствовал себя на равных с Вами. Чувствовал, что его мнение уважают и с ним советуются. Будьте искренны, ибо дети чутки к неискренности и притворству.
учитель-логопед Еременко В.В,
"Чему должен научится ребенок до поступления в школу?"
Учитель-логопед: Волкова Е.А.
развитие мелкой моторики
Уважаемые родители, для развития мелкой моторики дома можно использовать игры с мелкими игрушками и предметами быта: пуговицами, бусинами, прищепками, природными материалами: шишки, орехи, веточки, желуди, каштаны, ракушки, камешки и т.д.
Можно лепить фигуры из теста, пластилина, глины; клеить, вырезать, разукрашивать, нанизывать на шнурок как бусины, так и крупные макароны в виде всевозможных фигур, рожки, сушки и т.д.
Можно научить перекатывать предметы, сортировать их, причем с закрытыми глазами, придавливать к поверхности, находить мелкие предметы в сосуде с водой, в «бассейне» с манной крупой, фасолью, горохом, песком или зернами кофе…
Все занятия с мелкими предметами должны проходить под строгим контролем взрослых, с соблюдением техники безопасности.
И, как результат, в коре головного мозга закрепляются прочные ассоциативные связи, возникающие при активной работе слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ведущие к явному улучшению и закреплению навыков четкой и красивой внятной речи.
учитель-логопед Буренко Ю.Н
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
учитель-логопед Еременко В.В.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Учитель-логопед: Волкова Е.А.
учитель-логопед Полшкова И.Т.
советы логопеда родителям будущих первоклассников
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
когда и как начинать учить буквы
учитель-логопед Еременко В.В.
"Требования к речи взрослого"
Учитель-логопед: Волкова Е.А.
НЕРЕЧЕВОЙ СЛУХ
Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
В работе над слуховым вниманием можно использовать следующую последовательность:⠀
звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;ки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;
учитель-логопед Еременко В.В.
"Автоматизация звуков в домашних условиях"
Учитель-логопед: Волкова Е.А.
ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ
учитель-логопед Буренко Ю.Н..
10 советов логопеда родителям
учитель-логопед Полшкова И.Т.
УЧИМ ПРЕДЛОГИ ИГРАЯ
Чтобы речь ребѐнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги.
В речи ребѐнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребѐнок попросту может не слышать их.
При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 2,5- 3 лет, и к 6-7 годам ребѐнок должен использовать 21 предлог. Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.
Давайте рассмотрим варианты таких игр.
- Игра «Где лежит игрушка?»
Эта игра учит ребѐнка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО. Берѐм коробку с крышкой, ставим еѐ на стол, а рядом кладѐм мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки. Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д. После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.
- Игра «Куда села бабочка?»
Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА. Держим в руке игрушечную бабочку или еѐ изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребѐнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.
учитель-логопед Еременко В.В.
ЧТО ДЕЛАЮТ ЛОГОПЕДЫ
учитель-логопед Полшкова И.Т.
ЧТО ПОЛЕЗНО НАШИМ ДЕТЯМ
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
"Что такое дисграфия и
как своевременно выявить предпосылки этого недуга"
Учитель-логопед: Волкова Е.А.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
учитель-логопед.Буренко Ю.Н.
О ЧЁМ ГОВОРИТЬ С РЕБЁНКОМ В СЕМЬЕ
учитель-логопед Полшкова И.Т.
"Что делают логопеды?"
Учитель-логопед: Волкова Е.А.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
учитель-логопед Еременко В.В,