ПОЧЕМУ ЗВУКИ В РЕЧИ РЕБЁНКА ПОЯВЛЯЮТСЯ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ

Я не перестаю восхищаться природой, насколько она умна и системна.

Сначала у ребёнка появляются гласные звуки А, О, У. И, Э, Ы- так ребёнок познаёт свои голосовые связки. В развитии речи - это гуление.

Потом губные согласные М, П, Б, - произнося эти звуки, ребёнок начинает манипулировать губами,  появляются первые слоги - это лепет.

Чуть позже к главному органу артикуляции, губам,  подключаются зубы и появляются губно-зубные звуки В, Ф - лепет становится интереснее.

Затем включается язык и подключаются звуки Т, Д, Н. Благодаря тому,  что язычок движется в процессе речи, и теперь он может становиться назад, появляются такие звуки как Г, К, Х. 

На этом звуки раннего онтогенеза заканчиваются. Становятся они примерно в этом же порядке до 3-х летнего возраста.

А дальше веселее.

Язык уже может спокойно лежать на дне ротовой полости и появляется звук С, а поскольку звуковые связки малыш научился включать,  следом идёт звук З.

И вот язык свободно ходит во рту во время речи, и... поднимаясь вверх,  получается звук Ш, за ним Ж, Щ. а рядом с ними и сложные звуки Ц, Ч.

Но просто поднять язык вверх и произнести звук сложно, нужен выдох. когда выдох становится мощнее,  образуется звук Й,  а смыкаясь с верхними резцами - Л.

Чем сильнее язык прижимается к верхним зубам и мощнее становится выдох, тем больше колышется язык,  и так появляется вибрация, которая образует звук Р.

Так что не торопите ребёнка а следите за тем,  чтобы необходимые звуки шли друг за другом!

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

" Чем занять детей летом?"

Уважаемые Родители!

   Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:

Делайте артикуляционную гимнастику!

Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
  • Дуть на детские флюгера.

Развивайте мелкую   и общую моторику:

  • Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
  • Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
  • Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
  • Играйте с глиной, мокрым песком;
  • Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
  • Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
  • Рисуйте на асфальте цветными мелками.

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Играть с пальчиками
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простое оригами, делайте аппликации.
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера, бусин, резиночек;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.
  • Читать книги.

Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:

  • Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.
  • Экскурсии в музеи, дворцы, парки...
  • Посещение театра, цирка, дельфинария…

Продолжайте вместе с детьми:

  • Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
  • Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
  • Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…
  • Отгадывайте загадки, учите стихи.
  • В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)

Лучше исключить:

  • Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.
  • Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.

Учитель-логопед: Волкова Е.А,

 

ТАКТИЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

Игры на развитие тактильной чувствительности языка

Тёплое — холодное. Дотрагиваемся до языка тёплым предметом (немного нагретой металлической ложкой, а потом кусочком льда и ребенок должен отличать тёплым или холодным предметом дотронулись до его языка.

Металл или пластмасса. Ребёнок высовывает язык и закрывает глаза. До его языка дотрагиваемся металлической чайной ложкой, а потом пластмассовой одноразовой ложечкой. Размер ложек одинаковый.

Точка или круг. Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой круг или точку. Ребёнок должен отличить, где что, опираясь на свои ощущения.

Большой круг и маленький кружок. Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой большой круг и маленький кружок. Опираясь на свои ощущения, он отличает круги друг от друга.

Цветочек или кружочек. На язычке ребёнка рисуем цветок, рассказываем, что нарисовали, а потом рисуем круг, и тоже описываем. Затем ребенок пробует самостоятельно определить.
⠀    Линия или точка. 
Рисуем на языке ребёнка то линию, то точку. Ребёнок должен отличить линию нарисовали или точку.

Узнай фигуру. Если ребенок знает фигуры, то можно их рисовать на языке. А он должен отгадать, какая была нарисована.

Узнай цифру. Рисуем цифры на языке ребенка, от кончика — к корню. Просим отгадать.

учитель-логопед Полшкова И.Т.
      ⠀

Зачем логопед даёт домашние задания

Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу или ходит к частному логопеду, то все проблемы решены.
Родителей удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит выполнять все рекомендации  с ребенком.

Зачем, если логопед и так занимается с ребенком, что-то еще делать дома? Давайте разберемся.

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей.

Я понимаю, что занятия с ребёнком дома организовать не просто. Необходимо найти время, чтобы сесть с ребенком и выполнить упражнения. Но делать это нужно!

Вот несколько положительных навыков, которые приобретет ребенок при выполнении домашних заданий:

ребенок будет дисциплинирован  и подготовлен  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

 при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться стабильной положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда.

 при систематической работе логопеда и родителей  ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.

у домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

Памятка для родителей по обучению грамоте

Учитель-логопед: Волкова Е.А,

 

 

Что должен уметь будущий первоклассник?

Учитель-логопед: Еременко В.В.

 

РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД

учитель-логопед.Полшкова И.Т.

 

«ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ, КАК СО ВЗРОСЛЫМ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Крайне важно, чтобы дети дошкольного возраста умели выражать свои мысли правильно, четко, красиво и логично. Для выработки этих умений с ними нужно заниматься постановкой речевых навыков. Лучше всего такие умения вырабатываются в игре или любой совместной деятельности.

Так как дети постоянно копируют поведение родителей, необходимо дома всем взрослым следить за своим произношением, нельзя коверкать и «сюсюкать» со своими детьми в процессе общения, даже, если детские высказывания умилительны;

- важно уметь вести диалог со своим ребенком;

- стараться отвечать на все его вопросы, обстоятельно и терпеливо обьяснять всё, что интересует вашего малыша.

- обсуждайте все увиденное и услышанное: сказки, фильмы, картины, походы в магазин и на природу, помощь по дому и уходу за домашними питомцами и т.д.

- общайтесь так, чтобы ребенок видел ваши глаза. И, самое главное, чтоб он чувствовал себя на равных с Вами. Чувствовал, что его мнение уважают и с ним советуются. Будьте искренны, ибо дети чутки к неискренности и притворству.

учитель-логопед Еременко В.В,

 

 

"Чему должен научится ребенок до поступления в школу?"

Учитель-логопед: Волкова Е.А.

 

развитие мелкой моторики

Уважаемые родители, для развития мелкой моторики дома можно использовать игры с мелкими игрушками и предметами быта: пуговицами, бусинами, прищепками, природными материалами: шишки, орехи, веточки, желуди, каштаны, ракушки, камешки и т.д.

Можно лепить фигуры из теста, пластилина, глины; клеить, вырезать, разукрашивать, нанизывать на шнурок как бусины, так и крупные макароны в виде всевозможных фигур, рожки, сушки и т.д.

Можно научить перекатывать предметы, сортировать их, причем с закрытыми глазами, придавливать к поверхности, находить мелкие предметы в сосуде с водой, в «бассейне» с манной крупой, фасолью, горохом, песком или зернами кофе…

     Все занятия с мелкими предметами должны проходить под строгим контролем взрослых, с соблюдением техники безопасности.

    И, как результат, в коре головного мозга закрепляются прочные ассоциативные связи, возникающие при активной работе слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ведущие к явному улучшению и закреплению навыков четкой и красивой внятной речи.

учитель-логопед Буренко Ю.Н

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

учитель-логопед Еременко В.В.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Учитель-логопед: Волкова Е.А.

 

 

 

 

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

советы логопеда родителям будущих первоклассников

  

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

 

 

когда и как начинать учить буквы

учитель-логопед Еременко В.В.

 

 

"Требования к речи взрослого"

Учитель-логопед: Волкова Е.А.

 

НЕРЕЧЕВОЙ СЛУХ 

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

В работе над слуховым вниманием можно использовать следующую последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;ки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;

звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;

учитель-логопед Еременко В.В.

 

"Автоматизация звуков  в домашних условиях"

Учитель-логопед: Волкова Е.А.

 

ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ

 

учитель-логопед Буренко Ю.Н..

 

 

10 советов логопеда родителям

 

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

УЧИМ ПРЕДЛОГИ ИГРАЯ

    Чтобы речь ребѐнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги.

В речи ребѐнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребѐнок попросту может не слышать их.

При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 2,5- 3 лет, и к 6-7 годам ребѐнок должен использовать 21 предлог. Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.

Давайте рассмотрим варианты таких игр.

  1. Игра «Где лежит игрушка?»

 Эта игра учит ребѐнка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО. Берѐм коробку с крышкой, ставим еѐ на стол, а рядом кладѐм мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки. Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д. После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

  1. Игра «Куда села бабочка?»

Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА. Держим в руке игрушечную бабочку или еѐ изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребѐнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

учитель-логопед Еременко В.В.

 

 

ЧТО ДЕЛАЮТ ЛОГОПЕДЫ

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

 

ЧТО ПОЛЕЗНО НАШИМ ДЕТЯМ

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

 

"Что такое дисграфия и

как своевременно выявить предпосылки этого недуга"

Учитель-логопед: Волкова Е.А.

 

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

учитель-логопед.Буренко Ю.Н.

 

 

О ЧЁМ ГОВОРИТЬ С РЕБЁНКОМ В СЕМЬЕ

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

 

"Что делают логопеды?"

Учитель-логопед: Волкова Е.А.

 

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД

    

учитель-логопед Еременко В.В,