Парциальная программа духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

«Отчет об апробации парциальной программы по духовно-нравственному развитию для детей старшего дошкольного возраста» 2019-2020 уч.год

В целях приобщения дошкольников к народной культуре, посредством формирования интереса к традициям православного праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение»  проходила тематическая неделя «Пасхальный перезвон», посвященный православному празднику «Пасха. Светлое Христово Воскресенья».

Воспитатели подготовили интересные, познавательные материалы на темы: «Народные традиции русской пасхальной недели», «Великие Христианские праздники». Ими были оформлены папки-передвижки для родителей: «Пасха, Светлая Пасха». С воспитанниками ДОУ были проведены беседы на темы: «Вербное воскресенье», «Пасха», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи», «Зачем мы красим яйца на Пасху»; «Как красили яйца в старину, чтобы получались яйца разного цвета», «Православные храмы нашего города», «Пасха». На занятиях дети рассматривали веточки вербы, рассматривали иллюстраций храмов, слушали Пасхальные перезвоны.

 

Работая с родителями, мы ставим перед собой определенные цели: приобщить родителей к процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в семье и ДОУ, принимать активное участие в народных православных праздниках, воспитывать всесторонне развитых детей.

Под влиянием проведения ежегодных народных православных праздников в нашем дошкольном учреждении, дети стали более дружелюбными, общительными, проявляют заботу и внимание к малышам и людям старшего поколения, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их тоже любят и заботятся о них.

Организация работы по духовно – нравственному воспитанию – дело не простое, требующее единство желания родителей и их детей, чуткости и душевной тонкости воспитателя. Важно, чтобы педагог сам проявлял те  качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям. Необходимо и заинтересованное участие администрации ДОУ в создании условий для организации учебного процесса.

На своем опыте мы убедились, что знакомство детей с азами христианства лучше всего происходит в практической деятельности: на занятиях ИЗОдеятельностью, конструированием, ручным трудом. Поэтому на некоторых занятиях связанных с продуктивными видами деятельности используются элементы Православного компонента (изготовление писанок к Пасхе, ангелочков к Рождеству, слушание духовной музыки во время работы).

Знакомство с религией начали с жития всем известных святых: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Николай Угодник. Детям рассказали о их жизни, о том почему они стали святыми: Любили людей, животных, вели праведный образ жизни, помогали нуждающимся. При изучении темы «Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа (Богоявление). Таинство Крещения» детям были предложены для рассматривания  репродукции икон «Иоанн Креститель, «Крещение Господне».

Рассказывая детям о храмах, рассмотрели иллюстрации храмов и монастырей, послушали в записи колокольный звон. Во время знакомства совместно с преподавателями и протоиереемСтахием(Жулин)была организованна экскурсия в храм Феодоровской иконы Божией Матери. Перед экскурсией дети получили  инструкцию о том, как вести себя в храме, какая должна быть форма одежды, как обращаться к священнику. В ходе этого занятия – экскурсии ребята воочию увидели иконы, облачение священника, свечи, кресты. Живым и интересным оказалось общение со священнослужителем Стахием.

Кроме этого воспитатели проводили непосредственную работу с родителями для привлечения к совместной реализации Православного компонента. Были проведены родительские собрания с участием преподавателей восресной школы, воспитателями проводились катехизисные беседы. Однако родители остались в стороне. Конечно, они не мешали, но активной заинтересованности и поддержки с их стороны не ощущается. Необходимо разнообразить работу с родителями. Привлекать к проведению совместных православных праздников, к участию в проектах религиозной направленности. Ведь, как говориться Бог есть в каждом сердце, необходимо только верить, а время и силы тогда найдутся.

Еще одна проблема с отсутствием знаний и опыта по данной теме у воспитателей. Хотелось бы не только учиться с помощью проб и ошибок, но и стать действительно грамотными в основах христианства и религии.

 Педсовет на тему:  Результативность введения православного компонента.

Результативность введения православного компонента.

У воспитанников возрастает интерес к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию и православной культуре. В процессе работы у каждого ребёнка сформировались  представления о важных духовно – нравственных ценностях, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром. Нам кажется, что это и есть самое главное, из-за чего мы включились в работу по Православному компоненту: дети этой группы способны любить и сопереживать, воспитаны и толерантны. А значит, работа проведена не зря.

"Знакомство с библией"

 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема очень важная и актуальная. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Однако материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей неправильные представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду должно стать неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка.

На таких занятиях происходит рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон (о детстве Богородицы, дары волхвов, настольный вертеп и др.) вся работа строится в виде диалогов с детьми,  ведутся беседы о честности, любви, доброте, человеколюбии, оказании помощи ближним и слабым.

Для духовного и  нравственного  воспитания дошкольников в нашем детском саду все чаще стали проводить русские народные праздники и обряды с учетом регионального компонента нашей малой Родины. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне актуально в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, человеческих отношений, понимания особенностей и ценности русского национального характера.

       Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

      Именно зимой можно отметить славные зимние народные праздники, которых с нетерпением ждут дети и взрослые: сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение  посвященное величайшему событию крещения Иисуса Христа. Считается, что в ночь празднования вода во всех источниках становится святой, избавляет людей от недугов. Чтобы воспользоваться чудодейственными свойствами воды, люди окунались в прорубь.

Для знакомства детей старших групп с народными традициями в детском саду был проведён  праздник «Крещение».

 

Проведение народных праздников, занятия по ознакомлению детей с бытом и традициями русского народа являются источниками ярких впечатлений. Одним их таких значимых и почитаемых праздников на Руси являлась Троица. 

С давних пор люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. За исключением маленькой березки. Ее наряжали, как красивую девицу в сарафан, платочек и ходили с нею по домам в гости.

Именно русская красавица – березка стала главной героиней нашего праздника. Через этот праздник мы в нашем детском саду знакомили детей с обычаями празднования Троицы, воспитывая тем самым любовь к русской народной культуре, ее традициям, уважение друг к другу, заботу о природе нашей матушки.

Череду летних праздников продолжил праздник благодарения за новый урожай - Спас. При подготовке к празднику старшие дошкольники знакомились с народными приметами, обычаями, обрядами, связанными с этим праздником. Посетили выставку «Спасу Медовому, Яблочному, Ореховому посвящается…» организованную в детском саду. 

Ребята узнали, что в старину в августе праздновали три Спаса. Первый был посвящен новому урожаю мёда и назывался Медовый. Второй назывался Яблочным, после этого праздника можно было есть свежие яблоки. Третий Спас - Хлебный или Ореховый, потому что пекли первый каравай из муки сжатой пшеницы; в конце августа созревали орехи.

Яблочный Спас – праздник нового урожая. В этот день люди славят новый урожай и освящают фрукты, яблоки.

В августе яблочки поспевают, силой наливаются. В этот день яблоки кушали, да желания загадывали. Считается, что в этот день яблочки становятся чудодейственными. Каждый может загадать желание, и оно исполнится.

Проведение в ДОУ мероприятий, посвящённых православному празднику Преображение Господне (Яблочный Спас) стало традиционным. Был составлен план мероприятий по подготовке и проведению праздника.

Цель: Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Приобщение детей и родителей к православной культуре, возрождение традиции празднования Яблочного Спаса.