Учитель-логопед: Волкова Е.А.

 

«Дидактические игры на автоматизацию звуков в словах»

  1. «Подбери слово» (на примере звука [с])

Ход игры: инструкция педагога: в предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

  1. «Лабиринт»

Ход игры: для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

  1. «Построй домик» (на примере звука [л])

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

  1. «Собери цветочек».

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

  1. «Солнышко»

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

  1. «Собери бусы»

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Учитель-логопед: Волкова Е.А.

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

 

                                            Дорогие родители!

      Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. 

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют  многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных  задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д.

Учитель-логопед Волкова Е.А.

Развитие артикуляционной моторики. Звук Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед Волкова Е.А.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

КОГДА СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?
https://bestkroha.ru/images/zaderzhka-rechi-u-rebenka.jpg

до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).

1-2 года – если ребенок совсем не говорит.

2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.

4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).

старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.

в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

учитель-логопед Ерёменко В.В

 

 

 

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

 

Рекомендации для профилактики ДИСГРАФИИ

                                                                                               

Учитель-логопед Волкова Е.А.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

учитель-логопед Ерёменко В.В

 

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

Речевая среда дома

Что же замедляет процесс развития речи ребёнка?

⛔ Длительный просмотр мультиков, фоновая работа телевизора.

⛔ Сюсюканье с ребёнком. Ребёнок должен слышать правильную речь с рождения. Хотите мило поворковать - смените интонацию, но не коверкайте слова.

⛔ Ситуация непонимания ребёнка. К ней можно иногда прибегать, если ребёнок в настроении и готов вам ответить. Но если ребёнок злится и раздражается - это может спровоцировать речевой негативизм.

⛔ Убежденность в том, что "ребёнок ничего не понимает до года, зачем с ним говорить".  Это ошибочное мнение. Ребёнок вас слышит и учится понимать. У него накапливается пассивный словарь.

⛔ Слишком быстрая и неразборчивая речь родителей.

⛔ Длительный этап звукоподражаний. Ребёнок говорит "ав-ав" и мама повторяет "да, это ав-ав". Переходите к словам: "да, это собака, она лает ав-ав".

⛔ Мама-радио. Не стоит всё время говорить и всё комментировать. У ребёнка должно быть время на самостоятельную игру.

учитель-логопед Буренко Ю.Н

 

 

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

учитель-логопед Ерёменко В.В

 

 

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

 

ДИЗАРТРИЯ

"В каком случае родитель должен обратиться к логопеду для постановки звука, т.е. в каком случае звук у ребенка самостоятельно не встанет? Что должен заметить родитель у ребенка, чтобы понять, что звукопроизношение необходимо исправлять с помощью логопеда?"

Одним из нарушений речи, при котором страдает звукопроизношение, является ДИЗАРТРИЯ.

При любой форме дизартрии необходимо обратиться к логопеду!

Как определить это нарушение?

  • Ощупайте щёки, подъязычную кость, язык ребёнка в спокойном состоянии (сравните с собой). Если есть напряжение – тонус повышен, если мышцы слабые – тонус понижен.
  • Попросите ребёнка выполнить упражнение «Часики» (движения языком вправо-влево), «Качели» (движения вверх-вниз), после этого высунуть язык. Наблюдается ли подрагивание языка или его волнообразные движения? Кончик языка отклоняется?
  • После выполнения упражнений поднять язык вверх. Сосуды синие или фиолетовые?
  • Попросите ребёнка нахмурить лоб, пошмыгать носом. Легко ли ему выполнять эти движения?
  • При произнесении  звуков язык находится между зубами? Звуки произносит искажёно?
  • Выполняем упражнение «Лесенка». Ребёнок повышает высоту голоса при произнесении звука. Наблюдаются ли соскальзывания,  выкрики, затухания голоса?

Если вы обнаружили какие-либо из этих признаков у ребёнка, консультация специалиста необходима!

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ

учитель-логопед Ерёменко В.В.

 

 

первые шаги в обучении чтению

учитель-логопед Полшкова И.Т.

 

 

ТАКТИЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

Игры на развитие тактильной чувствительности языка

Тёплое — холодное Дотрагиваемся до языка тёплым предметом (немного нагретой металлической ложкой, а потом кусочком льда и ребенок должен отличать тёплым или холодным предметом дотронулись до его языка.

Металл или пластмасса Ребёнок высовывает язык и закрывает глаза. До его языка дотрагиваемся металлической чайной ложкой, а потом пластмассовой одноразовой ложечкой. Размер ложек одинаковый.

Точка или круг Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой круг или точку. Ребёнок должен отличить, где что, опираясь на свои ощущения.

Большой круг и маленький кружок Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой большой круг и маленький кружок. Опираясь на свои ощущения, он отличает круги друг от друга.

Цветочек или кружочек На язычке ребёнка рисуем цветок, рассказываем, что нарисовали, а потом рисуем круг, и тоже описываем. Затем ребенок пробует самостоятельно определить.
⭐    Линия или точка 
Рисуем на языке ребёнка то линию, то точку. Ребёнок должен отличить линию нарисовали или точку.

Узнай фигуру Если ребенок знает фигуры, то можно их рисовать на языке. А он должен отгадать, какая была нарисована.

Посчитай точки Ставим точки на языке ребёнка, а ребёнок должен их посчитать.
Теплый и холодный дождик Взрослый капает ребёнку на язык из двух пипеток, в одной тёплая питьевая вода, а во второй холодная. Ребёнок должен узнать, тёплая капля упала ему на язык или холодная.

Большая или маленькая пуговица Ребёнку кладем на язык пуговицы на верёвке двух размеров (большую и маленькую). Нужно отгадать, большая она или маленькая.

учитель-логопед Буренко Ю.Н.

 

 

 

Родителям будущих первоклассников