Учитель-логопед: Волкова Е.А.
«Дидактические игры на автоматизацию звуков в словах»
- «Подбери слово» (на примере звука [с])
Ход игры: инструкция педагога: в предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].
Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)
Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)
- «Лабиринт»
Ход игры: для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.
- «Построй домик» (на примере звука [л])
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
- «Собери цветочек».
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
- «Солнышко»
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
- «Собери бусы»
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Учитель-логопед: Волкова Е.А.
«Автоматизация звуков в домашних условиях»
Дорогие родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д.
Учитель-логопед Волкова Е.А.
Развитие артикуляционной моторики. Звук Л
Учитель-логопед Волкова Е.А.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ
учитель-логопед Полшкова И.Т.
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
КОГДА СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?
до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
1-2 года – если ребенок совсем не говорит.
2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.
4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
учитель-логопед Ерёменко В.В
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
учитель-логопед Полшкова И.Т.
Рекомендации для профилактики ДИСГРАФИИ
Учитель-логопед Волкова Е.А.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
учитель-логопед Ерёменко В.В
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
учитель-логопед Полшкова И.Т.
Речевая среда дома
Что же замедляет процесс развития речи ребёнка?
⛔ Длительный просмотр мультиков, фоновая работа телевизора.
⛔ Сюсюканье с ребёнком. Ребёнок должен слышать правильную речь с рождения. Хотите мило поворковать - смените интонацию, но не коверкайте слова.
⛔ Ситуация непонимания ребёнка. К ней можно иногда прибегать, если ребёнок в настроении и готов вам ответить. Но если ребёнок злится и раздражается - это может спровоцировать речевой негативизм.
⛔ Убежденность в том, что "ребёнок ничего не понимает до года, зачем с ним говорить". Это ошибочное мнение. Ребёнок вас слышит и учится понимать. У него накапливается пассивный словарь.
⛔ Слишком быстрая и неразборчивая речь родителей.
⛔ Длительный этап звукоподражаний. Ребёнок говорит "ав-ав" и мама повторяет "да, это ав-ав". Переходите к словам: "да, это собака, она лает ав-ав".
⛔ Мама-радио. Не стоит всё время говорить и всё комментировать. У ребёнка должно быть время на самостоятельную игру.
учитель-логопед Буренко Ю.Н
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
учитель-логопед Ерёменко В.В
УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
учитель-логопед Полшкова И.Т.
ДИЗАРТРИЯ
"В каком случае родитель должен обратиться к логопеду для постановки звука, т.е. в каком случае звук у ребенка самостоятельно не встанет? Что должен заметить родитель у ребенка, чтобы понять, что звукопроизношение необходимо исправлять с помощью логопеда?"
Одним из нарушений речи, при котором страдает звукопроизношение, является ДИЗАРТРИЯ.
При любой форме дизартрии необходимо обратиться к логопеду!
Как определить это нарушение?
- Ощупайте щёки, подъязычную кость, язык ребёнка в спокойном состоянии (сравните с собой). Если есть напряжение – тонус повышен, если мышцы слабые – тонус понижен.
- Попросите ребёнка выполнить упражнение «Часики» (движения языком вправо-влево), «Качели» (движения вверх-вниз), после этого высунуть язык. Наблюдается ли подрагивание языка или его волнообразные движения? Кончик языка отклоняется?
- После выполнения упражнений поднять язык вверх. Сосуды синие или фиолетовые?
- Попросите ребёнка нахмурить лоб, пошмыгать носом. Легко ли ему выполнять эти движения?
- При произнесении звуков язык находится между зубами? Звуки произносит искажёно?
- Выполняем упражнение «Лесенка». Ребёнок повышает высоту голоса при произнесении звука. Наблюдаются ли соскальзывания, выкрики, затухания голоса?
Если вы обнаружили какие-либо из этих признаков у ребёнка, консультация специалиста необходима!
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ
учитель-логопед Ерёменко В.В.
первые шаги в обучении чтению
учитель-логопед Полшкова И.Т.
ТАКТИЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
Игры на развитие тактильной чувствительности языка
⭐Тёплое — холодное Дотрагиваемся до языка тёплым предметом (немного нагретой металлической ложкой, а потом кусочком льда и ребенок должен отличать тёплым или холодным предметом дотронулись до его языка.
⠀⭐Металл или пластмасса Ребёнок высовывает язык и закрывает глаза. До его языка дотрагиваемся металлической чайной ложкой, а потом пластмассовой одноразовой ложечкой. Размер ложек одинаковый.
⠀⭐Точка или круг Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой круг или точку. Ребёнок должен отличить, где что, опираясь на свои ощущения.
⭐Большой круг и маленький кружок Рисуем на языке ребенка тоненькой палочкой большой круг и маленький кружок. Опираясь на свои ощущения, он отличает круги друг от друга.
⭐Цветочек или кружочек На язычке ребёнка рисуем цветок, рассказываем, что нарисовали, а потом рисуем круг, и тоже описываем. Затем ребенок пробует самостоятельно определить.
⠀⭐ Линия или точка Рисуем на языке ребёнка то линию, то точку. Ребёнок должен отличить линию нарисовали или точку.
⠀⭐Узнай фигуру Если ребенок знает фигуры, то можно их рисовать на языке. А он должен отгадать, какая была нарисована.
⠀Посчитай точки Ставим точки на языке ребёнка, а ребёнок должен их посчитать.
⠀⭐Теплый и холодный дождик Взрослый капает ребёнку на язык из двух пипеток, в одной тёплая питьевая вода, а во второй холодная. Ребёнок должен узнать, тёплая капля упала ему на язык или холодная.
⠀⭐Большая или маленькая пуговица Ребёнку кладем на язык пуговицы на верёвке двух размеров (большую и маленькую). Нужно отгадать, большая она или маленькая.
учитель-логопед Буренко Ю.Н.
Родителям будущих первоклассников